Инородные тела глаза

Частный случай травмы глаза, поэтому обычно требует обращения за неотложной помощью.

Неотложная офтальмологическая помощь взрослым в Москве:
  • МОКБ, 1й филиал Боткинской больницы — Мамоновский пер., д.7
  • ГКБ№1 — Ленинский просп., д.10 корп.7
  • ГКБ№15 — ул.Вешняковская, д.23
  • НИИ ГБ им.Гельмгольца — ул. Садовая-Черногрязская,д.14/19

Что можно сделать самостоятельно

Осмотреть. Не надавливая, не протирай, без гигиенических салфеток и ваты, чистыми руками придерживая веки.

Промыть. Чем — увлажняющими каплями слезозаменителя, антисептическими каплями. Если их нет, то кипяченой водой. Как — используя пипетку, шприц без иголки, маленькую клизму. Не касаясь поверхности глаза. От наружного угла к носу.

Мелкие инородные тела, «непромышленные», песок, пыль — легко удаляются этими манипуляциями, что не исключает необходимости визита к окулисту. В любом другом случае не пытайтесь самостоятельно удалять инородные тела из глаза.

Об этом подробнее

Независимо от причины попадания, ведущее значение имеет наличие или отсутствие проникновения инородного тела внутрь глазного яблока. Самостоятельно это определить невозможно. Даже при самопроизвольном выпадении инородного тела, лежащего поверхностно, необходимо исключить наличие проникающего ранения и других его частей внутри.
Вторым существенным фактором для обнаружения и локализации является материал инородного тела. На органические и неорганические по-разному реагируют окружающие ткани и различна легкость и техника их локализации.
Для проникающих внутрь глаза инородных тел однозначной тактики лечения не описано, всегда решается индивидуально. Но практически всегда требуется хирургическая обработка раны или осмотр ее в условиях операционной. Объем и последовательность оперативной помощи определяется нанесенными повреждениями.
Отдельной группой выделяют инородные тела орбиты, т.е. находящиеся в пространстве, ограниченном костями, окружающими глазное яблоко.
У меня и других врачей нашего отделения имеется обширный опыт удаления инородных тел различной локализации. Прогноз после такого рода травм часто не соответствует изначальному положению вещей, а особенно субъективно оцененному пациентом. Иногда зрение глаза, «пойманного» насквозь на рыболовный крючок, после реабилитационного периода оказывается вообще не снижено, а удаление пневматической пули из орбиты, когда сам глаз не затронут, оборачивается крупной операцией под общим наркозом. Подобную процедуру мы провели в 2016г. совместно с челюстно-лицевыми хирургами с использованием интраоперационного рентген контроля, что было редкостью в офтальмологической практике нашей больницы.

Само пройдет?

Осмотр нужен всегда, субъективно наличие царапины и инородного тела в глазу ощущается абсолютно одинаково.

Всегда актуален вопрос о назначении адекватной антибактериальной терапии. Инородное тело может оставить совершенно небольшую ссадину, а присоединившаяся инфекция в дальнейшем нанести куда больший урон.

В самых распространенных случаях, поверхностные инородные тела удалять не больно! Без наркоза и уколов — после закапывания специальных капель, а назначенные после этого препараты позволяют значительно снизить болевой синдром и ускорить заживление.