Удаление глаза

именно в таком грубом виде представляется пациентам операция подготовки к протезированию. К сожалению, иногда это бывает действительно необходимо, поэтому нужно четко определиться с показаниями:

Можно условно сформулировать следующим образом

• глаз не видит и болит

Актуально, например, на терминальной стадии глаукомы. Глаз уже не видит, но может пройти значительное время до присоединения болевого синдрома и другого глазного заболевания. Та же ситуация бывает после травмы, когда нарушается деятельность «насоса», поддерживающего глазное давление и циркуляцию жидкости, происходит субатрофия. В обоих случаях показана операция.

См.также: органосохранные операции при глаукоме

• есть угроза другому глазу

Имеет место также после травмы. Во время своего развития глаз находится в изолированном состоянии, некоторые его части не контактируют с иммунной системой. При травме может нарушаться целостность оболочек и барьеров, иммунитет встречает новые ткани и к ним вырабатываются антитела. Они циркулируют в крови и могут поражать второй глаз (т.н. симпатическая офтальмия). Кстати, существует лабораторный способ определить наличие этих антител.

• онкология, угроза метастазирования

Онкологические заболевания глаз не сильно разнообразны, чаще всего речь идет о меланоме. Операции при опухолях проводятся в нашей больнице только после консультации офтальмоонколога.

• травматическое разрушение

При травме любой сложности золотым стандартом является попытка восстановить целостность глаза т.к. не всегда на этапе неотложной помощи можно оценить долгосрочные перспективы по восстановлению зрительных функций. Однако, не всегда существует возможность сохранить глаз как орган. Если перспективы по зрению нет, имеется большой дефект или потеря тканей глазного яблока, то протезирование может дать лучший косметический эффект.

• косметически неудовлетворительный внешний вид

Оперативное лечение

Существует две основные разновидности подготовки места под протез:
Эвисцерация — удаляется передний отрезок глаза, а из большей части глазного бокала формируется опорная культя. Это более популярный вариант.
Энуклеация — глазное яблоко удаляется, а место под протез формируется из 4 мышц. Осуществляется по особым показаниям.
Обе операции выполняются под местной анестезией. Восстановительный период составляет около 5 дней.

Часто задаваемые вопросы

— О косметике. Глаз на терминальной стадии глаукомы или уменьшенный в размере деформированный при субатрофии выглядит внешне намного хуже, чем керамический протез, который иногда может не отличить внешне от второго глаза даже офтальмолог.
— Никаких пустых отверстий после удаления глаза не остается, внешне культя выглядит как пространство под веком, покрытое слизистой оболочкой.
— Сильных болей после и во время операции практически не бывает, особенно в сравнении с часто беспокоящим изначально болевым синдромом.
— Протез это не «бильярдный шар», а керамическая линза, четко подобран по цвету второго глаза и индивидуального размера.
— Носить и подбирать его рекомендуется с ранних сроков после операции, обычно после выписки на 5й день. Занимаются этим в центрах глазного протезирования.